» » Полифункциональные игры в системе коррекционной работы с дошкольниками с ДЦП и общим недоразвитием речи
Информация к новости
  • Просмотров: 445
  • Автор: Admin

Полифункциональные игры в системе коррекционной работы с дошкольниками с ДЦП и общим недоразвитием речи

Категория: Главная страница

Полифункциональные игры в системе коррекционной работы с дошкольниками с ДЦП и общим недоразвитием речи


Райкова Галина Владимировна, учитель – логопед высшей категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации
г. Магадан, муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3»

Полифункциональные игры в системе коррекционной работы с дошкольниками с ДЦП и общим недоразвитием речи

Детский центральный паралич – это распространенное заболевание центральной нервной системы, при котором поражаются двигательные, речедвигательные зоны и проводящие пути головного мозга.
Число детей с ДЦП не уменьшается, что объясняется отчасти более совершенной ранней диагностикой. В настоящее время педагоги (логопеды, дефектологи, воспитатели) и родители испытывают недостаток научно - методической литературы, раскрывающей особенности коррекционной работы с детьми данной категории. В связи с этим проблема обучения детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата является весьма актуальной.
Изучением влияния детского церебрального паралича на развитие сенсорных, когнитивных и интеллектуальных процессов занимались многие отечественные исследователи (Архипова Е.Ф., Вассерман Е.Л., Выготский, Данилова Л.А., Л.С., Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М., Мамайчук И.И., Калижнюк Э.С., Смирнова И.А, Шипицина Л.М., и другие). Данные их исследований подтверждают, что аномалия моторного развития у детей с ДЦП оказывает неблагоприятное влияние на весь ход психофизического развития детей.
Логопеду, как и любому педагогу, работающему с детьми, страдающими ДЦП, необходимо знать классификацию заболевания и сопутствующие нарушения, особенности развития познавательной деятельности, интеллектуального и речевого развития каждого больного ребенка и учитывать их в реализации задач коррекционного обучения.
Психофизиологические особенности дошкольников с ДЦП.
Двигательные нарушения детей разнообразны: одни дети полностью лишены возможности передвигаться, другие передвигаются самостоятельно или с помощью специальных средств. Многим детям трудно выполнять целенаправленные движения, они слабо ощущают свои движения и действия с предметами вследствие нарушенного стереогноза. Детям свойственна замедленность движений, плохая координация, неустойчивая походка, своеобразные позы тела, головы, конечностей, недостаточность мелкой моторики.
Нарушенные кинестезии, трудности в движениях, длительное нахождение детей в замкнутом пространстве комнаты, двора или больничной палаты приводят к нарушению ощущения пространства и искажению пространственных и временных представлений. Для дошкольников с ДЦП характерны суженные, фрагментарные представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Нарушения двигательной сферы почти всегда приводят к сенсорным расстройствам. Около 20 - 25 % детей данной категории наблюдается снижение слуха. По данным различных исследователей (Хендерсон, Э.Л. Басовой), у 32 - 51 % детей, страдающих ДЦП, имеют место различные нарушения зрения: амблиопия разной степени, косоглазие, астигматизм.
Нарушение работы слухового, двигательно - кинестетического анализаторов, слабость тактильных ощущений приводят к нарушениям слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений).
Недостаточность зрительного анализатора и двигательные дисфункции приводят к нарушениям зрительного восприятия, зрительно - моторной координации, глазодвигательных функций (фиксации взора, прослеживания, нистагму – непроизвольным колебательным движениям глазных яблок).
Дети с ДЦП с большим трудом осваивают эталоны цвета, формы, величины. Астереогноз (нарушения осязательного восприятия) свойствен многим детям с ДЦП. При отсутствии работы по профилактике и преодолению отклонений в сенсомотором развитии вторичным нарушением может стать недоразвитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.
По данным Э.С. Калижнюк, до 75% детей с ДЦП имеют задержку психического развития. Развитие познавательной сферы у детей с ДЦП имеет свои особенности. Большинству дошкольников свойственна инертность, замедленность переключения психических процессов, слабость концентрации внимания, низкий уровень памяти, истощаемость нервной системы, склонность к тормозным реакциям, низкая работоспособность, слабая мотивация. Произвольная целенаправленная деятельность формируется у них с большим трудом. Дети быстро утомляются, что проявляется в повышенной двигательной активности либо вялости, усилении гиперкинезов, саливации, появлении гримас, плаксивости, раздражительности. У большинства детей не сформирована игровая деятельность.
У 80 % детей с ДЦП отмечается расстройство речи.


Особенности речевого развития.
Речевые расстройства детей с ДЦП разнообразны, в большинстве случаев носят системный характер и связаны с недостаточностью сенсомоторных функций и познавательной деятельности.
У дошкольников с ДЦП встречаются все виды речевых расстройств: от нарушения произношения отдельных звуков до общего недоразвития речи, однако для абсолютного большинства детей характерно общее недоразвитие речи (ОНР первого, второго и третьего уровней).
Почти у всех детей с детским церебральным параличом отмечается позднее речевое развитие. Это связано с замедленным темпом созревания речевых зон головного мозга. У детей с ДЦП поздно появляются гуление, лепет, первые слова могут появиться в 2 – 3 года, еще позднее – фразовая речь (после трех лет), связная речь недостаточно развита и к пяти годам.
Лексический запас детей с ДЦП значительно отстает от возрастной нормы. Основными причинами недостаточности словаря является узкий кругозор детей, недостаточность предметно - практических действий, отсутствие полноценных артикуляционных опор, нарушение фонематического слуха, нестойкость связей между предметами и их звуковыми образами. Нарушения зрительного восприятия, ощущения пространства, стереоскопического зрения приводят к искаженному, фрагментарному восприятию и не позволяют детям создать целостный образ предмета. Это значительно обедняет речь ребенка существительными, обозначающими части предметов, прилагательными, обозначающими величину, цвет, форму, качества предметов. Слабость, искаженность тактильных ощущений также препятствует всестороннему полноценному обследованию объектов действительности, приводит к непониманию свойств и качеств предметов и, как следствие, к неправильному употреблению прилагательных и наречий (гладкий, шершавый, колючий, жесткий, холодно, тепло, мягко и др.).
Дети затрудняются в правильном определении расположения предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга, оценке расстояния между предметами, расположения деталей предмета. В связи с этим дошкольники с трудом усваивают наречия, обозначающие пространственное положение предметов и степень их удаленности (далеко - близко, высоко - низко, слева - справа, вверху - внизу), неправильно употребляют предлоги и предложно - падежные формы.
Развитие грамматического строя речи дошкольников с ДЦП также имеет свои особенности и отличается замедленным усвоением всех грамматических форм и категорий.
Педагоги, обучающие детей с ДЦП, используют общепедагогические принципы, те же методы, приемы и средства обучения, что и в работе со здоровыми детьми. Однако, принимая во внимание особенности сенсомоторного, интеллектуального, речевого и личностного развития, состояние здоровья своих воспитанников, применяют и специальные, коррекционные принципы обучения и особую методику.
При обучении детей с ДЦП необходимо опираться на сохранные и активизировать, развивать нарушенные функции, поэтому отличительной чертой большинства речевых игр и упражнений является их полифункциональность.
Разрабатывая игру или упражнение, педагог планирует цели, средства достижения результата, методы и приемы работы, наглядность, исходя из реальных возможностей каждого ребенка, уровня его развития на момент обучения, с учетом зоны ближайшего развития.
Основные подходы к разработке игр и упражнений:
1. Системность.
Коррекция и развитие всех компонентов речи осуществляется в системе. Логопед исправляет дефекты звукопроизношения ребенка, работает над развитием фонематических процессов, развивает у детей навыки правильного словообразования и словоизменения.
2. Принцип обходного пути.
Принцип обходного пути заключается в развитии компенсаторных процессов в обход пострадавшего звена. Нарушенные функции компенсируются за счет сохранных, их активного развития. При обучении дошкольников с ДЦП важно развивать скоординированную систему межанализаторных связей, опираясь на все анализаторы, включая двигательно – кинестетический.
3. Комплексный и индивидуальный подход.
Обучение ребенка с ДЦП осуществляется в комплексе с лечебно - оздоровительной работой. При проведении дидактических игр важно использовать здоровьесберегающие технологии. Например, можно провести игровое занятие во время сеанса галотерапии в солевой комнате, используя лечебное действие специально подобранной для релаксации музыки.
Важно учитывать, что речь связана с другими психическими процессами и функциями. Эффективное обучение возможно только при комплексном подходе к умственному и речевому развитию дошкольников. В связи с этим на каждом логопедическом занятии необходимо планировать игры и упражнения, способствующие развитию речемыслительных процессов. Необходимо активизировать познавательную деятельность ребенка посредством постановки практических задач с опорой на игровые приемы.
Педагог (логопед, воспитатель, дефектолог) подбирает необходимые для занятия дидактические игры и применяет их с учетом двигательных и психических возможностей детей, обращая особое внимание на нарушения зрительно - моторной координации, пространственные нарушения, а также на состояние здоровья и эмоциональное состояние каждого ребенка. Формируя и развивая речевые навыки, необходимо одновременно стремиться воздействовать также на моторную, сенсомоторную, личностную сферы. В специально подобранной игре ребенок учится всесторонне обследовать предметы, максимально используя сохранные функции, развивая тактильные ощущения. При этом развиваются все виды восприятия, сенсомоторные функции и речевые навыки.
Требования в проведению игр и упражнений.
Необходимо учитывать, что при выполнении упражнений (общеразвивающих, артикуляционных, дыхательных, голосовых, при проведении пальчиковой гимнастики) у ребенка с ДЦП может возникнуть повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре, поэтому логопед не должен требовать от ребенка чрезмерных усилий.
Оборудование должно быть безопасным, мебель – хорошо закрепленной.
При проведении занятия широко использовать наглядность (игрушки, пособия, картинки, лото) для того, чтобы повысить интерес к выполнению заданий и создать необходимый контакт со взрослым.
Методические рекомендации к проведению речевых игр и упражнений.
Обогащение словарного запаса, уточнение понимания значений слов – важная часть логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП.
Как отмечает Л.М. Шипицина, «все содержание словарной работы опирается на расширение, углубление и обобщение знаний детей об окружающем. Спецификой работы над лексикой детей … является опосредование ее предметно - практической и игровой деятельностью, тесная взаимосвязь с развитием и коррекцией сенсорных функций и познавательной деятельности».
Коррекция и развитие пассивного и активного словаря у детей с ДЦП имеет свои особенности.
При обследовании предметов на ощупь подключают пострадавший двигательно – кинестетический анализатор, стимулируя его. Обучая ребенка алгоритму обследования предмета, логопед может использовать таблицы, схемы, помогающие ребенку усвоить порядок и способы обследования.
Дошкольников учат понимать оттенки значений одновременно с сопоставлением предметов и явлений по различным признакам, нахождением сходств и различий. Обогащая словарь, дети одновременно закрепляют сенсорные эталоны, развивают тактильные ощущения.
При проведении игры дошкольников учат ориентироваться в макро - и микропространстве, на плоскости. Формируя и развивая представления о базовых направлениях, проводят игры и упражнения на развитие глазомера (определение удаленности предметов от себя, друг от друга) и употребление качественных наречий и наречий места (вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко). Параллельно с развитием навыков ориентирования во времени и пространстве проводится работа над развитием понимания значения предлогов и правильного употребления их в речи.
При отборе материала для игр и упражнений важно найти такие приемы, которые помогли бы не просто механически запомнить ту или иную грамматическую форму, а освоить правила словоизменения в практическом плане. Производя различные действия с предметами, дети могут упражняться в употреблении какой - либо трудной грамматической формы, следуя образцу, предложенному логопедом.
Особенностью детей с ДЦП является рассогласованность движений глаз и рук, нарушение общей координации движений и мелкой моторики. В связи с этим важной частью логопедической работы является коррекция речи в сочетании с развитием глазодвигательных функций, зрительно - моторной координации, мелкой моторики.
Например, предлагая ребенку узнать предмет по его тени, логопед стимулирует употребление притяжательных прилагательных (заячья тень, лисья тень). Находя в «замаскированном» рисунке спрятанных в лесу животных, ребенок не только называет их, обобщает по набору признаков, учится правильно употреблять предлоги, но и считает зайцев, ежей, согласовывая существительные с числительными, старается употреблять существительные в косвенных падежах, опираясь на вопросы логопеда (Кого ты увидел? Кто где спрятался? Кто откуда выглядывает?).
В процессе выполнения заданий детьми решаются не только определенные речевые задачи, но и развиваются произвольное внимание и зрительное восприятие.
В качестве приемов, направленных на развитие зрительно - моторной координации, можно использовать лабиринты, обведение трафаретов, шаблонов, рисование по точкам, пунктирным линиям, различные штриховки.
Полезно выполнение таких заданий, как «Найди и соедини», «Проведи дорожку». Предлагая задание ребенку, логопед продумывает игровую ситуацию и речевую задачу. Например, проводя пальцем по линиям лабиринта, ребенок «выводит из леса» заблудившегося сказочного персонажа, спасая его от опасностей и, комментируя свои действия, одновременно учится правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, согласовывать числительные с существительными, употреблять существительные в нужном падеже, закрепляет навыки употребления предлогов и предложно - падежных форм.
Выполняя задание «Найди и соедини», малыш находит и соединяет карандашом маму и детеныша (птенца), животное с кормом, жилищем, предмет с человеком определенной профессии и т. д.
При ответах на тщательно продуманные вопросы педагога (Кто с кем гуляет? Кто от кого убежал? Кто кого ищет? Кем гордится мама? Кто чем питается? Кто кого боится? Кому это нужно?) и выполнении графических упражнений у детей развиваются речевые навыки, произвольное внимание, зрительно - моторная координация, умение правильно держать карандаш, графические навыки, и, что немаловажно, поддерживается интерес к выполнению задания.
При формировании и развитии речевых навыков следует проводить дидактические игры и игровые упражнения, способствующие формированию и развитию устойчивых двигательных и речевых кинестезий, тактильных ощущений, двигательных функций руки (ритма и дифференциации движений, опорности, захвата, удержания предметов, манипуляций с предметами), координации движений. Одновременно у детей формируются навыки целенаправленной деятельности.
Для решения вышеперечисленных задач используются разнообразные инновационные технологии: пескотерапия, биэнергопластика, сказкотерапия, галотерапия, ароматерапия, мнемотехника, психогимнастика, плантарный массаж, игры с водой и природным материалом и другие. Важнейшими средствами для оздоровления и развития детей с ОВЗ в играх и упражнениях являются следующие материалы: грецкие орехи, прищепки, массажные мячики, массажные щетки с деревянными зубьями, шарики су - джок камешки различной величины, поддон для сыпучих материалов (фасоли, манки, песка, камешков, ракушек) с высотой слоя 6 – 8 см, емкость для воды и тонущих и плавающих предметов, сачки для вылавливания тонущих и плавающих предметов, очки из плотной ткани, резиновые колечки разной величины, разного цвета и разной степени упругости, эспандеры, тренажеры ручные, «чудесный мешочек» с набором мелких предметов, дорожки со следами рук и ног, пальчиковый бассейн.
Некоторые игры - упражнения.
Весьма полезной для детей с ДЦП является игра «Пальчиковый бассейн». В емкости, наполненной песком, фасолью или горохом, ребенок по заданию логопеда находит предметы различной величины, формы, фактуры, ощупывает их пальцами и результаты обследования отражает в слове. В зависимости от поставленных логопедом задач ребенку даются различные задания, например: «Узнай и посчитай предметы», «Какой по величине?», «Какой по форме?», «Определи на ощупь и назови слова - признаки», «Назови части», «Скажи ласково», «Сравни» и т. д.
Этот прием способствует развитию тактильных ощущений, активизации пальцевого гнозиса и двигательных кинестезий.
Творческий подход логопеда позволяет решать различные речевые задачи при использовании прищепок. В зависимости от поставленных вопросов дети закрепляют сенсорные эталоны и качественные прилагательные - названия цвета, учатся согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже, закрепляют понятия «первый - последний», названия пальцев и т. д. (Какую прищепку я прицепила? Посчитай прищепки. Посчитай красные прищепки. Какого цвета первая прищепка? Какого цвета последняя прищепка? На каком пальце синяя прищепка?)
Логопеду необходимо тщательно продумывать игровые ситуации, сюрпризные моменты, вызывающие интерес детей к выполнению заданий (внезапное появление сказочных, литературных или мультипликационных персонажей, их исчезновение, просьбы о помощи, совместный поиск пропавших предметов, картинок, исправление неправильной речи героя, гостя и т. д.).
Тема «Продукты». Игра «Разбери семена»
Цели:
- обогащение словаря существительными - названиями блюд из продуктов;
- закрепление навыка образования относительных прилагательных;
- развитие мелкой моторики рук: захвата, удержания предметов;
- развитие дифференцированности движений;
- развитие навыков целенаправленной деятельности.
Оборудование: блюдо с горохом и фасолью, две тарелочки.
Игровая ситуация. Мышка уронила с полки банки с фасолью и горохом, семена перемешались.
Игровое задание. Помоги разобрать в разные тарелочки горох и фасоль для нового урожая. Горох перекладывай правой рукой, а фасоль - левой.
Ход игры. Ребенок выполняет задание, после чего отвечает на вопросы логопеда:
- Что можно приготовить из гороха? (Из гороха можно приготовить пюре, суп, котлеты).
- Суп из гороха – гороховый. Какие котлеты, какое пюре получится из гороха?
(Пюре из гороха – гороховое, котлеты из гороха – гороховые.)
- Что можно приготовить из фасоли? ( Из фасоли можно приготовить суп.)
- Какой суп получится из фасоли? (Суп из фасоли – фасолевый.)

Тема «Насекомые». Игра «Изобрази жука».
Цели:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление произношения звука Ж;
- обогащение словаря существительными - названиями частей тела жука, глаголами и прилагательными;
- развитие зрительного восприятия и пространственного мышления;
- развитие графических навыков и мелкой моторики;
Оборудование: стихотворение о жуке, рисунок с контуром половины жука, карандаш, горох.
Игровая ситуация. Художник не успел дорисовать жука.
Игровое задание. Дорисуй жука и выложи его контур из гороха.
Ход игры. Логопед предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какой звук слышится чаще других:

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

- В каких словах ты услышал звук Ж?
Затем логопед сообщает ребенку, что художник не успел дорисовать картинку, показывает ребенку половину изображения жука и просит угадать, кто это. Далее ребенок отвечает на вопросы:
- Какие части тела есть у жука?
- Чего не хватает на картинке?
- Что делает жук?
- Какие бывают жуки?
После этого ребенок дорисовывает картинку и выкладывает из гороха контур жука.
Взаимосвязь сенсомоторных и речевых нарушений у дошкольников с детским церебральным параличом определяет специфику корррекционной работы. Многофункциональные дидактические игры и упражнения способствуют оптимизации обучения детей и требуют профессионального, творческого, комплексного подхода.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.